Словарь гоночных терминов

  • А
  • Б
  • Г
  • Д
  • З
  • К
  • Л
  • М
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • Х
  • Ш
  • Э
Аквапланинг (Aquaplaning)

Чрезвычайно опасный процесс, который может произойти с гоночным болидом на мокрой трассе (во время дождя), сопровождаемый полной или частичной потерей управления. В случае обильного дождя в некоторых местах гоночной трассы иногда скапливается большое количество воды, образуя глубокие лужи. Гоночный болид может потерять контроль пилота и неуправляемый болид может вынести с гоночного трека в любом направлении.

Антикрыло (Wing)

Элемент гоночного болида, применяемая для регулирования уровня прижимной силы. Устанавливается в передней и задней частях болида. С 2011 года пилотам стала доступна дополнительная опция DRS, позволяющая регулировать уровень прижимной силы заднего антикрыла непосредственно на гоночной трассе с управлением из кокпита пилотом.

Апекс (Apex)

Точка гоночной траектории, соприкасающаяся с внутренней частью поворота.

Бенкинг (Benching)

Овальная трасса, или трасса овального типа — тип замкнутой гоночной трассы, отличающийся наличием поворотов только в одну сторону, как правило, влево.

Своё происхождение эти трассы ведут от ипподромов, на которых проводились первые гонки автомобилей, а также других замкнутых трасс овального типа — велосипедных треков, беговых дорожек стадионов.

Боксы (Boxes)

Боксы — это помещения для людей и автомобилей напоминающие гаражи. Внутри боксов происходит подготовка автомобиля к заездам. Во время заездов ворота боксов всегда открыты. За каждым пилотом и командой закреплен свой бокс. (box переводится как коробка).

Болид (Race car)

Гоночный автомобиль, который представляет собой одноместный монокок с открытыми колесами, которые вынесены сбоку от монокока.

Быстрый круг (Speed lap)

Круг который пилот проходит в максимально возможном темпе, чтобы показать лучшее время. Люди говорят, пилот на быстром круге, это означает что пилот атакует, едет на время, а не просто прогревает резину, когда готовится к этому быстрому кругу. В других случаях пилот может быть на круге возвращения в боксы, тогда можно сказать — пилот не на быстром круге. Пилоту на быстром круге могут помешать пилоты, которые находятся на круге прогрева, таким пилотам будут показаны синие флаги, они не должны препятствовать пилотам, которые атакуют на быстром круге.

Гоночный уик-энд (Racing weekend)

Комплекс мероприятий в рамках проводимого Гран-При. Включает в себя свободные заезды для тренировок пилотов и настроек болидов. Квалификационные заезды для определения стартовых позиций пилотов, гонки разных гоночных серий и иные мероприятия для зрителей, например, автограф-сессии развлечения аттракционы, прогулки и т.п.

ДРС / DRS (Drag Reduktion System)

Регулируемое крыло, которое уменьшает прижимную силу автомобиля, тем самым увеличивая скорость автомобиля на прямых и облегчая обгоны. Система разработана для повышения зрелищности гонок, т.к. на высокотехнологичных и быстрых машинах класса формула сложно обгонять. Пилот активирует систему из кокпита в любое время на тренировках и в квалификации. В гонке сиcтема используется в cпециальных зонах DRS только если отрыв пилота который собирается обгонять менее 1 секунды.

Закрытый парк (фр. Parc Ferme)

Cпециально отведенное место на автодроме, где действуют особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающими их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента. Покидать закрытый парк, пока он не будет распущен, нельзя.

 

 

 

Захлопнуть калитку (Slam the gate)

Образное выражение, обозначающее движение болида в левую или правую сторону, препятствующее обгону. В ситуации, когда впереди идущий пилот смещается в сторону, резко блокируя позади идущего соперника, намеревавшегося провести обгон, и не оставляя тому пространства для манёвра, можно сказать, что пилот «захлопнул калитку»! Это считается нарушением правил, т.к. пилот грубо защищающий позицию может получить предупреждение или наказание.

Квалификация (Qualififying)

Соревнование пилотов, для того, чтобы показать как можно лучшее время прохождения круга. Чем лучшее время круга у пилота, тем ближе к первой позиции он будет располагаться на старте гонки. Пилот с лучшем временем стартует первым. Разговорное название квалификации — «Квала». Первое место на стартовой решетки по итогам квалификации называется Поул- Позишн (Pole Position).

Кокпит (англ. Cockpit)

Открытая кабина гоночного автомобиля, в которой располагается гонщик (например, в Формуле-1).

Лучший круг в гонке (Best lap)

Самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. В Формуле 1 пилот показавший лучший круг в гонке отмечается в итоговом протоколе, как автор лучшего круга в гонке, и попадает с этим показателем в историю.

Маршалы (Marshals)

Официальные лица соревнований, следящие за соблюдением правил соревнований, и сообщающие об их нарушениях в зоне действия своего поста. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности и взаимодействие с руководителем гонки.

Монокок (Monocoque)

Элемент болида, в средней части которого располагается одноместный кокпит пилота. В задней части монокока располагается двигатель. Спереди монокока располагается носовой обтекатель (переднее антикрыло).

Моторхоум (Motorhome)

Специальные фуры, в которых перевозится гоночное оборудование команд. На время гоночного уик-энда моторхоумы также могут выполнять роль штаба для проведения совещаний с пилотами или сотрудниками команд.

Паддок (Paddock)

Закрытая улица на Формуле 1, служащая для развертывания команд и организаторов. В паддок можно попасть только по специальному пропуску или аккредитации. Паддок расположен по обратную сторону боксов. Это зона высокой концентрации знаменитостей и высокопоставленных гостей Формулы 1.

Изначально слово паддок это — огороженная, открытая или с навесом площадка, примыкающая к конюшне, предназначенная для содержания лошадей на открытом воздухе. (в переводе означает — загон)

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - DSC_0334-1-1024x680.jpg

 

Пилот (Driver)

Участник соревнований, управляющий гоночным болидом. По причине достижения высоких скоростей, гонщиков принято называть пилотами (по аналогии с пилотами самолетов и/или истребителей), которые не управляют, а пилотируют.

Пит-лейн (англ. Pit Lane)

Часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Поул-позиция (Поул) (англ. Pole Position)

Первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию, тот кто показал быстрейший круг в гонке. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба.

 

Прижимная сила (Downforce)

Аэродинамический эффект, достигающийся регулированием передних и задних анти-крыльев. Большая прижимная сила позволяет пилоту точнее проходить повороты, но дает меньше разгона на прямых. Меньшая прижимная сила позволяет болиду достичь максимальных скоростей, но при этом в поворотах болид может вести себя нестабильно. Для того, чтобы найти наилучший баланс для уровня прижимной силы, существуют отдельные свободные заезды, проходящие в гоночный уик-энд.

Прогревочный круг (Formation lap)

В гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь с помощью движений рулем нагреть резину до оптимальной температуры и подготовиться к старту или рестарту.

Проезд по пит-лейн (англ. Drive-Through)

Один из штрафов, который назначается пилоту за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, где установлено ограничение скорости, поэтому теряет много времени в гонке.

Прямая старт-финиш (Start-finish line)

В кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик начинает и заканчивает круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля.

Руль (Steering wheel)

Многофункциональное устройство управления болидом и другими опциями. В отличие от руля обычного дорожного автомобиля, гоночный руль болида, предоставляет пилоту широкий набор возможностей. На гоночном руле, используемом пилотами Формулы-1, располагаются различные элементы управления и индикация.

Свободные заезды / Практика (Free practice)

Заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.

Тренировочные сессии пилотов для привыкания к трассе и определения оптимальных настроек болида. Проходят в три сессии (этапа): два полуторачасовых заезда проводятся в пятницу (за исключением Гран-при Монако, в рамках которого тренировки проходят по четвергам) и один шестидесятиминутный заезд проходит в субботу, предшествуя квалификации.

Во время свободных заездов пилоты (по желанию) в течение всей сессии могут выезжать на трассу; возвращаться в боксы для внесения изменений в настройки болида; а затем вновь выезжать на трассу. Как правило, все пилоты выезжают на трассу во время каждого из трех тренировочных заездов чтобы подготовиться к гонке.

Сейфти-кар (Safety car)

Машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы выстроить за собой пелетон во время движения. Это происходит в случае аварии, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни сейфти-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев, когда отстающим на круг разрешают вернуться в круг).

Слипстрим (англ. Slipstream) 

Езда непосредственно за другим автомобилем, в зоне разряженного воздуха. При приближении одного болида к другому сопротивление воздуха уменьшается, и пилот который сзади получает преимущество в скорости. Благодаря данному аэродинамическому эффекту пилот, ведущий плотное преследование впереди идущего болида, получает определенное ускорение, которое пытается использовать для совершения обгона.

Старт с места (англ. Standing start)

Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с результатами квалификации. Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом в зависимости от регламента.

Старт с хода (англ. Rolling start).

Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга, борьба разрешена после специальной линии о которой пилотам известно.

 

Стартовая решётка (англ. Starting grid)

Место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. В Формуле 1 стартовая решетка, место прогулки вип-гостей до старта, где можно встретить большое количество знаменитых деятелей автоспорта.

 

Стоп-энд-гоу (англ. Stop and Go)

В переводе означает «Остановись-и-езжай» — штраф, которым гонщик наказывается за нарушение правил. Пилот заезжает на место пит-стопа (как происходит в Формуле 1, останавливается там (обычно на 10 секунд) и потом  продолжает движение. Во время штрафной остановки, пока таймер не разрешит — запрещено обслуживать автомобиль. В некоторых гоночных сериях Stop and Go отбывают в специально отведенных местах на пит-лейн.

Стюард (Steward)

Официальный представитель, в обязанности которого входит наблюдение за гонкой, наложение санкций по различным нарушениям пилотов, а также принятие важных решений. На каждом Гран-при присутствуют три Стюарда: двое официальных представителей FIA и один представитель пилотов.

Трафик (Trafik)

Группа гоночных болидов, движущихся по трассе непосредственно перед потенциально более быстрым пилотом, которые создают быстрому пилоту помеху. Говорят — лидер после пит-стопа попал в трафик из круговых. (тех кого ему предстоит обгонять на круг). Несмотря на то, что пилоты которых обгоняют на круг обязаны пропускать, пилот которых их обгоняет, теряет время.

Хет-трик (Hat trick)

Достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга.

 

Шикана (фр. Chicane)

Последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей; их располагают регулярно на прямых участках для ограничения скорости. Обычно шиканы проходятся по единственной оптимальной траектории, представляющей собой максимально плавную кривую с парой апексов.

Шины (Tires)

Гоночные покрышки. В автоспорте шины играют важную роль в стратегии на гонку.

Например в Формуле 1 на каждый отдельный Гран-при выделяются комплекты мягких, жёстких, средней жесткости и дождевых шин. Согласно регламенту, если гонка проходит на сухой трассе, каждый пилот в течение гонки должен использовать разные типы резины. Данное правило позволяет стратегам команд разрабатывать стратегии с разным количеством пит-стопов.

Так, например, если пилот будет стартовать на более мягкой резине, в начале гонки он будет показывать лучший темп, в отличие от стартовавших на более жёстком типе. Но мягкие шины имеют свойство быстрее изнашиваться по сравнению с жёстким типом. Следовательно, пилотам, стартующим на мягком типе резины, придётся раньше других заезжать на пит-стоп. Причём, после совершения пит-стопа пилоты могут попасть в трафик и потерять драгоценное время. Таким образом, перед каждой гонкой команды просчитывают множество различных вариантов развития событий и пытаются реализовать наиболее оптимальный.

Шпилька (Hairpin Turn)

Тип поворота в автоспорте, когда после длинной прямой на коротком участке трассы спортивные автомобили резко поворачивают на 180 или чуть менее градусов, и после которого также следует прямая часть трассы.

Эска ( S )

Cвязка последовательных поворотов в форме латинской буквы S.

Этого слова пока нет в словаре.