Финишный флаг — популярный атрибут в гоночном мире. Его можно назвать своеобразным символом автоспорта. Как элемент шоу финишный флаг всегда присутствовал в автоспорте. Однако значимость финишного флага для управления гонкой и судей была уменьшена в 2019 в целях безопасности и справедливости спортивных результатов.
Статья регламента 43.2 гласит: если по каким-то причинам лидеру показывают сигнал об окончании гонки раньше, чем запланировано, результаты фиксируются по последнему перед этим пересечению линии старт-финиш. И содержание этой статьи не изменилось. Этот сигнал издавна давался клетчатым флагом.
Однако в 2019 году статья 43.1 гласит немного другое: Клетчатая световая панель будет сигналом к окончанию гонки и будет включена на линии, как только лидирующий автомобиль преодолеет всю дистанцию гонки в соответствии со статьёй 5.3. Получается, что легендарный финишный флаг в 2019 году превратился в элемент шоу.
Теперь попробуем проанализировать причины такого необычного решения, вспомнив интересные моменты и недоразумения с клетчатым флагом в Формуле 1.
Из-за популярности клетчатого флага для почетной роли финишера иногда приглашают звезд. За историю Формулы 1 не раз бывало такое, что финишный флаг показывался не вовремя, что иногда имело последствия для спортивных результатов.
На Гран-При Бразилии в 2002 легенда футбола Пеле упустил финиш лидера Михаэля Шумахера, флаг был показан, когда Михаэль уже проехал.
На Гран-При Китая в 2014 финишный флаг показали Льюису Хэмилтону в конце 55 круга, вместо 56, в итоге это повлияло на спортивные результаты, т.к. обгон за 17 место не засчитался, два финальных круга были исключены из протокола.
На Гран-При Канады в 2018 дать финишную отмашку было доверено модели Винни Харлоу, которая получила команду работать клетчатым флагом слишком рано, что могло даже создать опасную ситуацию на трассе, так-как в этот момент кто-то из пилотов продолжал атаковать, а кто-то замедлился. Маршалы начали выходить на трассу с флагами приветствовать пилотов после финиша, а в этот момент некоторые пилоты продолжали гонку.
Канадская ситуация спровоцировала инициативу Чарли Уайтинга, что-бы уступить приоритет флага электронной панели впервые за всю историю автоспорта, т.к. флаг в руках человека во всех других случаях имеет приоритет перед электронными системами.
Финишная панель просуществовала как основной источник финиша не долго.
Электронный финиш дал сбой на Гран-при Японии 2019. Длинна гонки составляла 53 круга, но из-за раннего финиша электронной панели пилотов классифицировали по итогам 52 круга. Пилоты Нико Хюлькенберг и Лэнс Стролл из-за этого потеряли очки т.к. как уже после финиша на 53 круге, который должен был быть последним т.к. произошло столкновение Переса и Гасли.
В 2020 году было принято решение вернуть финишный флаг еще при жизни Чарли Уайтинга, и присвоить флагу статус официального сигнала об окончании гонки. Флаг вернулся, как было принято издавна в автоспорте.