Интервью

Андрей Плахотниченко — Инженер из России в команде Формулы 1

Андрей Плахотниченко отработал полноценный сезон в команде Renault F1 инженером по динамике и характеристикам автомобиля.

— Расскажи свой путь в Формулу 1, насколько известно, твоя работа была выбрана из большого количества других в международном конкурсе?

Конкурс — это программа Infiniti Engineering Academy. Согласно условиям программы, студенты ВУЗ-ов по всему миру соревнуются за несколько мест в команде Формулы 1 и в инженерном центре Nissan. Конкретные условия конкурса могут меняться от года в год, но основная суть такая: гоночное подразделение Инфинити, учредила программу подготовки молодых инженерных кадров, удачно совместив ее и со своими маркетинговыми целями. Соискатель проходит через сито отбора и получает годовой контракт в команде Формулы 1 входящей или связанной со структурой концерна Renault-Nissan. Изначально это была команда Infinity Red Bull Racing, но после разрыва спонсорского соглашения победителей конкурса стали отправлять в команду Renault Sport Formula One. В год когда я победил в конкурсе условия отбора были такими: сначала мы отправляли резюме, потом было собеседование с проверяющим. Далее финалисты отбора попадали на очный тур, в рамках которого они решали многочисленные задачи на командную работу, работу в стрессовых условиях, писали экзамен на техническую тематику. Отобрано было пять победителей со всего мира.

На фото справа Андрей Плахотниченко в команде Red Bull F1 

Где учился, откуда такие навыки знания и способности?

Учился я в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете, МАДИ. А с 2008 года – я участник команды Формула Студент МАДИ, прошел путь от инженера до технического директора и капитана команды. Университет дал теоритическую базу, которую я уже сам углубил в нужных направлениях, а Формула Студент – практический навык применения этих знаний.

Было ли для тебя это первоочередной целью попасть в Формулу 1 или получилось случайно?

Случайно никто в Формулу 1 попасть не сможет, это точно. Я никогда не ставил себе Формулу 1 как однозначную и единственную цель – есть много и других достойных мест для работы. Однако Формула 1 – это тот опыт работы, иметь который однозначно полезно. Это уникальные в своем роде знания, и когда появилась такая возможность, я не конечно же не стал проходить мимо.

— Ты так же занимаешься судейской деятельностью в автоспорте, помогли ли тебе познания в этой области в работе инженера?

Нет, практически не помогли. Да, я конечно же лучше ориентировался в происходящем на трассе и принимаемых решениях дирекцией гонки во время Гран При, но на той должности, на которой я работал, я бы справился и без этих знаний.

Андрей Плахотниченко в судействе Российской автомобильной федерации на Формуле 1

— Как построена работа инженеров в Формуле 1, за что каждый из них отвечает, какое количество их в команде? 

Количество инженерно-технических работников в командах сильно различается. В Рено в 2015-ом году было около 300 человек, в Мерседесе – около 600. Структура команды – это в общем-то типичное инженерное конструкторское бюро. Подавляющее большинство трудочасов – это работа с 8-ми часов до 17-ти. Исключение только для инженеров «гоночной команды» — узкая группа специалистов, кто непосредственно выезжает на Гран-При, а так же группы поддержки – примерно 10 человек дежурящих во время Гран При на базе команды.

— Над какими элементами болида работал находясь в Формуле 1?

Я работал в отделе динамики и характеристик автомобиля, группа подвески. Соответственно и работал с подвеской, динамикой. Динамика подразумевает работу с телеметрией и симуляцией движения автомобиля, а так же со всем, что может улучшить показатели автомобиле на трассе. Фактически выдача тех.заданий для других отделов и принятие решений по согласованию работы систем.

— Как проходил рабочий день инженера?

Начинался он в 8 или 8-15. С утра многие инженеры любят попить кофе – на базе в Энстоуне есть несколько хороших и бесплатных кофе аппаратов, вокруг которых всегда собирались небольшие компании. Хорошее место для встречи с коллегами из других отделов. Примерно в 13-ть часов у меня был обед на 30 минут. А еще я в 15-ть часов ходил на час в тренажёрный зал и потом возвращался к работе в 16-ть часов – так удобней, в середине дня там меньше людей.

На фото Андрей Плахотниченко с командой Renault F1   

— Основная работа проходила на базе команды, или так же что-то делали выезжая на трассу во время Гран-При, часто приходилось контактировать с пилотами?

Я чаще всего работал на базе команды. На Гран При Венгрии был приглашен в инженерную группу поддержки. Мы контролировали телеметрию автомобилей в реальном времени, что бы максимально быстро выявить проблемы.  На сами Гран При почти не выезжал – есть сформировавшаяся «гоночная» команда, примерно 80 человек. Даже находясь на базе команды в Энстоуне я имел доступ ко всей телеметрии и сообщениям внутри командной системы информирования, так что мог детально следить за происходящим, хотя непосредственно мои обязанности не требовали сидеть перед монитором во время заездов. На базе команды приходилось читать отзывы пилотов о поведении автомобиля. с пилотами пересекались только в тренажерном зале и на съемочном дне в Сильверстоуне.

— Как были организованы перелеты и быт?

Я могу только сказать, что отдел логистики работает в Энстоуне хорошо. Люди заранее получали билеты, знали кто-где размещен и как перемещается от отеля на трассу и обратно. За две недели до выезда на Гран-При уже было известно все, вплоть до того, на каком автомобиле кто перемещается.

— Получил ли ты какой-либо опыт в Формуле 1, который можно использовать в обычной жизни?

Конечно получил. Работа инженера, она везде работа инженера. И опыт работы в Формуле 1 всегда может быть транслирован на другие сферы. Речь не о конкретных инженерных решениях, а о методике работы, планировании, качестве подхода к делу.

— Отношение твоей семьи к постоянному отсутствию, появлялся ли ты дома?

Отношение было нормальное. В жизни много профессий, когда человек вынужден долго отсутствовать. В отличие, например, от геологов, моряков, космонавтов и других подобных специальностей, у меня всегда был интернет под рукой для связи. А домой я летал примерно раз в 2 месяца по выходным, стараясь подгадать праздники, что бы уехать сразу на три дня или более. Выезжал в аэропорт сразу после работы и возвращался ночью с воскресенья на понедельник.