Эта информация поможет вам поставить себя на место гоночного маршала кольцевых автогонок и позволит понять основные нюансы работы. Описание является информацией для ознакомления, в каждой гоночной серии существуют официальные инструкции регламенты и правила. Материал подготовлен при участии грид-маршала Марии Коноваловой.
Грид-маршал.
Маршал стартовой решетки – судья, который участвует в предстартовой процедуре. Располагается он в непосредственной близости от автомобиля участника и остается с ним вплоть до старта прогревочного круга гонки. Затем маршал занимает соответствующую позицию на пит-уолл и уже оттуда наблюдает за своим пилотом.
Результаты работы грид-маршала.
- Вовремя поданный маршалом сигнал желтым флагом или активированная световая панель после поднятия вверх руки пилота в случае проблем со своевременным стартом.
- Предупрежденные пилоты об опасности во время старта прогревочного круга и старта гонки.
Как правило, опасные для участников ситуации создаются тогда, когда один из автомобилей не может тронуться. В таком случае, грид-маршал должен как можно оперативнее начать работать желтым флагом, чтобы стартующие позади участники могли объехать стоящий автомобиль и избежать контакта с ним. Во время старта прогревочного круга: желтым флагом работает только тот маршал, автомобиль которого не смог тронуться. Во время старта гонки: желтым флагом работает тот маршал, чья машина не смогла тронуться и все маршалы, стоящие после него.
Инструменты грид-маршала.
- Желтый флаг.
- Световая панель и пульт управления панелью
- Рация
- Перчатки
- Планшетка и «Стартовка» — схема с расположением автомобилей на стартовой решетке.
Стоит отметить, что световые панели на стартовой решетке используются исключительно на этапах Формулы-1 и гонок-поддержки (например: Formula 2 и Formula 3)
Коммуникации грид-маршала.
- Руководит грид-маршалами старший судья грид и пит.
- Обо всех возможных инцидентах грид-маршал обязан сообщить своему руководителю – старшому пит и грид, который в свою очередь имеет связь с Race Control. Общение происходит по средствам радиосвязи.
- Кроме того, грид-маршал должен установить визуальный контакт с пилотом – это основной способ коммуникации во время предстартовой процедуры.
Подготовка к работе грид-маршала.
- Перед выходом на стартовую решетку, грид-маршал должен знать свое непосредственное месторасположение и номер автомобиля.
- Он должен иметь желтый флаг, а те, кому предстоит заниматься эвакуацией автомобиля в случае проблем (как правило, назначаются заранее), обязаны надеть диэлектрические перчатки. Важно: заранее выложить из карманов вещи, которые могут вам помешать (телефоны, очки и прочее).
Что делает грид-маршал?
- Помогает пилоту увидеть место своего расположения на стартовой решетке.
- Кроме исполнения обязанностей по предупреждению об опасности, грид-маршал выполняет такую важную функцию, как – наблюдение.
- Здесь на помощь маршалам приходят стартовые светофоры, сигналы которых будут оповещать о приближении старта. Сигналы подаются за 10, 5, 3 минуты, 1 минуту и 15 секунд до начала прогревочного круга. Например, грид-марашал должен проследить за тем, чтобы после подачи сигнала трехминутной готовности, колеса на автомобиле были установлены.
- После подачи сигнала «1 минута» двигатели автомобилей должны быть запущены, а персонал команды должен покинуть стартовую решетку до подачи сигнала «15 секунд».
На что ещё стоит обратить внимание:
- Маршал должен проследить за тем, чтобы какое-либо оборудование не осталось на решетке.
- После этого, всё ваше внимание должно быть сконцентрировано на пилоте, дабы не пропустить возможное «поднятие руки» пилотом. Именно этот жест сигнализирует о том, что участнику нужна помощь, а значит Вы начинаете работу желтым флагом.
- После того, как автомобили покинули стартовую решетку и все остановившиеся на ней автомобили убраны на пит-лейн, грид-маршал занимает свое место на пит-уолл.
- На этапах Формулы-1 процедура выглядит так: маршал берет в руки пульт управления световой панелью, на которой отображается номер участника и сокращенно фамилия. Если автомобиль занял на стартовой решетки правильную позицию, то маршал должен подтвердить это нажатием зеленой кнопки.
- После этого, в случае возникновения проблем, водитель может подать знак рукой и тогда грид-маршалу необходимо показать желтый флаг на световой панели, путем нажатия желтой кнопки на пульте.
- Панель начинает работу в режиме «желтого флага» и только на той стартовой позиции, на которой возникли проблемы. Если после подачи сигнала о старте, кто-то из участников не смог тронуться, маршал должен включить желтый флаг на световой панели. После этого, все панели, начиная с Вашей, начнут работать в режиме «желтого флага».
Последствия ошибок грид-маршала.
- Основная ошибка грид-маршала может крыться в невнимательности. Как уже говорилось ранее, одна из основных задач – это наблюдение.
- Если маршал не отработал желтым флагом тогда, когда это требовалось или промедлил в принятии решения, это может привести к контакту автомобилей сразу после старта.
- Последствия могут быть разными: от задержки старта гонки до поломок деталей автомобиля или травм.
- Поэтому очень важно сконцентрироваться на своем пилоте и не волноваться.
Описание важных моментов.
- Стоит отметить, что сигналы желтым флагом и сигналы световых панелей не только предупреждают пилотов об опасности, но и дают знак директору гонки о готовности или неготовности к старту. Поэтому Race Control и директор гонки надеются на ту информацию, которую вы передаете по средствам сигнализации желтыми флагами и световыми панелями.
- Как правило, грид-маршалы после старта гонки ведут наблюдение за боксами. Они ведут письменные отчеты о пит-стопах, а также имеют бланки отчетов по нарушениям.
Работа грид-маршала в разных классах автоспорта может иметь отличия, этот материал имеет ознакомительный характер.