Маршал выпуска

Фото: Марат Даминов

Эта информация поможет вам поставить себя на место гоночного маршала кольцевых автогонок и позволит понять основные нюансы работы. Описание является информацией для ознакомления, в каждой гоночной серии существуют официальные инструкции регламенты и правила. Материал подготовлен при участии автоспортивных маршалов выпуска: Павла Галамаги и Анастасии Тарасовой.

Судья выпуска

Маршал, располагающийся в конце зоны пит-лейн около светофора выезда на трассу.

Судья выпуска всегда является судьей фактов. (см. в глоссарии.)

Результат работы маршала выпуска.

  • Пилоты и автомобили, осмотренные на соответствие правилам и регламенту и безопасно выпущенные на трассу по расписанию.
  • Водители, проинформированные о ситуации на трассе, а так же об открытии или закрытии выезда для них.
  • Руководитель гонки, знающий о ситуации на выпуске, и готовый принять правильные решения, получив четкую информацию от судьи выпуска.
  • Открытый выезд для машин специальных служб, в случае опасностей на трассе.
Фото: Photo-Octopus

Инструменты маршала выпуска:

  • Рация. – Коммуникация с руководителем гонки.
  • Зеленый флаг. – Разрешать выпуск.
  • Красный Флаг. – Запрещать выпуск.
  • Синий флаг.  — Дублировать синий сигнал светофора перед выездом с пит-лейн на трассу, или предупреждать пилотов синим флагом, если синий световор не работает или отсутствует.
  • Два желтых флага. – В случае опасности на траектории выезда из пит-лейн или при работе людей на выезде из пит-лейн после поста судьи выпуска.
  • Секундомер. – для отбывания пилотом наказания стоп энд гоу. (в отдельных соревнованиях) 
  • Карандаш, блокнот и планшет-держатель бумаги для фиксации стартовых номеров, тех кого уже выпустили. А кто еще не выезжал.
  • Две информационные таблички.  WET TRACK и LIGHT ON
  • Радар для измерения скорости автомобилей.
  • Свисток.
  • Набор рекомендованных предметов судьи автомобильного спорта. (см. в отдельном списке.)
Photo: RACC

Коммуникации судьи выпуска:

  • Судья выпуска выполняет поручения руководителя гонки, в случае опасности принимает решения самостоятельно в соответствии с правилами.
  • В случае обнаружения несоответствий судья выпуска сначала запрещает выезд автомобилю, потом докладывает об этом руководителю гонки.
  • Если на трассе произошло происшествие, судья выпуска может выполнять указания комиссара по безопасности, обычно об этом сообщается руководителем гонки.
  • Офицер по связи доставляет списки с номерами допущенных к гонке автомобилей и список их расстановки перед гонкой, а так же способы старта.
  • Так же может общаться с главным врачом соревнований по вопросам не заполненного бегунка, и подтверждения прохождения медосмотра, что бы не вызывать задержек.

Подготовка к работе:

  • Судья выпуска вовремя приезжает на трассу.
  • Присутствует на брифинге для маршалов и слушает (!) т.к. могут быть особенности выпуска в разных гоночных классах.
  • Получает расписание, это поможет ориентироваться в происходящем на трассе. Если нет распечатанного расписания, может сфотографировать его на телефон.
  • Получает списки участников, так как без них не всегда можно понять, какого класса автомобили выезжают на трассу, и кто допущен к гонке, а кто нет.
  • Запоминает время прихода на пост и вовремя пребывает на пост. Пост судьи выпуска сразу в конце пит-лейна.
  • Внимательно слушает рацию, если она у него есть, так как могут быть обращения к его посту, а так же будет стандартная перекличка маршалов по постам до начала активности.
  • Проверяет комплектность своего поста, в случае некомплектности докладывает руководителю гонки по рации, о нехватке инструментов. (см. список инструменты судьи выпуска.)
  • В некоторых случаях закрепляет радар для определения скорости на пит-лейн, и выясняет из регламента или по запросу какая скорость разрешена, проверяет правильную работу радара, так как возможно, что радар будет ловить скорость с трассы при неправильной установке.
  • Определяет и согласовывает, где будет останавливать пилотов, что бы не закрывать выезд спецтехники или медицинской машины, по принципу возможности проезда самой крупной машины на трассе, она должна суметь выехать в любой момент.
  • Проверяет огнетушители на соответствие. Наличие пломбы, индикация в зеленой зоне. Если есть несоответствие, докладывает об этом руководителю гонки.  (см. инструкцию по безопасности.)
  • Проверяет количество абсорбирующего порошка, и его состояние. (например бетон может засохнуть после контакта с водой.) Важно доложить о несоответствии руководителю гонки.  Ведь на выпуске возможны разливы жидкостей из-за неисправностей.
  • Расставляет инвентарь так, что бы можно было моментально выбежать на фаст-лайн с любым из инструментов, включая огнетушители.
  • Готовится взаимодействовать с маршалами пит-лейн, представителями спец служб, медиками, пожарными, эвакуаторщиками, стропальщиками, особенно для их доступа на трассу.
  • Если есть посторонние предметы (мусор) на фаст-лайн, то собирает их.
  • Если на посту несколько маршалов, распределяются обязанности между ними, с помощью старшего поста. (см. пособие старшего судьи судейской бригады.)
  • Договаривается с  маршалами Пит-Лейна о контроле отсутствие людей на фаст-лайн и о других моментах.
  • Выясняет, как работает светофор на выезде из пит-лейн.
Фото: Марк Кожура photo4u.livejournal.com

Описание работы судьи выпуска:

  • Судья выпуска понимает, что его задача безопасно выпустить автомобили, и он не должен являться препятствием и помехой для выпуска, без существенных причин на это.
  • Судья выпуска работает быстро и четко, тщательный осмотр проводит технический комиссар, а судья выпуска является наблюдателем за автомобилями готовыми к выезду.
  • Судья выпуска разрешает выпуск зеленым флагом, запрещает красным.
  • В случае опасности приоритет имеет флаг судьи выпуска перед сигналами светофора, техника может давать сбои. В случае неправильной работы светофора выпуска, судья выпуска делает доклад об этом.
  • Для разрешения выпуска маршал флагами готов заменить светофор, который управляется постом пункта управления гонкой, однако флаг имеет преимущество перед светофором и может противоречить светофору в экстренных ситуациях.
  • Следит, что бы не выезжали машины разных классов в одном заезде. Изучает списки допущенных, и уточняет отличие гоночных классов. Например, автомобили могут отличаться по цвету полоски с логотипом спонсоров на лобовом стекле сверху.  Например: у одного класса белые у другого синие. Бывает такое что один и тот же пилот едет на машинах одной модели в разных классах под одним и тем же стартовым номером.
  • Следит, что бы не было опасного выезда с пит-лейн или прогрева резины в зоне пит-лейн и сообщает о нарушениях руководителю гонки.
  • Контролирует, чтобы не было несогласованных тренировок старта на вызде из пит-лейн.
  • Проводит осмотр пелатона, если выстроилась очередь, если у кого либо нарушение, в случае необходимости выпустить пилотов которые сзади, нарушителя, судья может остановить того у кого не соответствие, и выпустить тех у кого все в порядке. (по согласованию с руководителем гонки.) 
  • Контролирует правильное согласно регламенту исполнение наказаний «Драйв Тру» или «Стоп Энд Гоу» и докладывает о правильном исполнении их. (В случае если это предусмотрено регламентом.) 
  • Контролирует скорость на пит-лейн и сообщает о нарушениях руководителю гонки.
  • Старается оставлять фаст-лайн свободной, выстраивая очередь на рабочей зоне, если нет возможности и очередь выстроилась на фаст-лайн, останавливает пилотов не впритык к светофору и посту, а чуть раньше, что бы любая из единиц спец техники, даже самая крупная смогла проехать, объехав пелатон по рабочей зоне.
  • Всегда готов освободить проезд для скорой и спецтехники, всегда думает о том как он сделает это быстро.
  • Если каким-либо пилотам дается старт с пит-лейна, обычно это делается светофором. На случай если светофор даст сбой, нужно сигнализировать пилоту зеленым флагом по команде из управления гонкой. 
  • Если например произошел старт, светофор не сработал и нет команды из управления гонкой, то когда последний автомобиль пелатона стартующего с трассы проехал зону выезда из пит-лейна можно дать старт по решению маршала.
  • Следит, когда первый (?) пилот финиширует, что бы пит-лейн сразу загорелся красным, и если ктото захочет выехать, он не должен выпускать его т.к. это опасно.
  • Должен сам заботится, что бы принесли списки допущенных участников.
  • Только маршал выпуска контролирует, кому можно попасть на трассу, а кому нельзя, в соответствии с правилами. Если даже автомобиль есть в списке допущенных к гонке, он может запретить выезд из-за каких-либо несоответствий, но обязательно сразу доложить руководителю гонки.
  • Судья выпуска получает список автомобилей допущенных к гонке, или по рации может получить список автомобилей, которые не допущены к гонке. Автомобили могут быть готовы к выезду до предоставления списка, тогда  судья выпуска запрашивает разрешение на выпуск автомобилей в порядке очереди, и обязательно фиксирует их стартовые номера и машины.
  • Судья выпуска проверяет квиток, подтверждающий проверки пилотами медицинского контроля, и технического контроля. Обязательно должны стоять печати или подписи, это так же является подтверждением о предварительном разрешении выпуска.
  • Квиток проверяется перед выпуском на официальные тренировки, может быть повторно проверен перед квалификацией или перед гонкой. Даже при отметках в квитке о соответствии тех требованиям, и прохождении мед осмотра, могут быть образованы нарушения перед выездом.
  • Судья должен быть готов к коммуникациям с главным врачем и техническим коммисаром, так как могут где то в спешке не поставлены печати или подписи, но связь осуществляется только с согласия руководителя гонки.
  • Например, машина может соответствовать правилам после технической проверки, и получить квиток, однако пилот перед выездом может отстегнуть защитную сетку или снять перчатки, факт этого должен зафиксировать судья выпуска, запретив выезд автомобиля на трассу и доложить руководителю гонки. (см. подробное описание критериев запрета выезда ниже.)
  • Судья выпуска, являясь судьей фактов, осматривает автомобили и пилотов на соответствие правилам даже при наличии квитка.
  • В случаях происшествий в режиме красных флагов, судья выпуска следит за тем, что бы ни кто не выезжал на трассу во время опасности по указанию руководителя гонки. При команде красные флаги судья выпуска сразу блокирует выезд флагами, на случай если светофор зажжется чуть позе.
  • Понимая, что возможны выезды через выпуск автомобилей спец служб. например автомобиля эвакуации или скорой помощи судья выпуска следит, что бы полоса выезда на трассу была свободна, особенно в случае происшествий на трассе. Если полоса занята, судья выпуска должен максимально быстро ее освободить путем переговоров с пилотом или с помощью доклада руководителю гонки или другими способами.
  • Пака на трассе проходит заезд одного класса автомобилей, другому классу запрещено выстраиваться в очереди на выпуске.

Последствия ошибок судьи выпуска

  • Если на трассе запрещена активность, а маршал выпустил автомобиль, может произойти происшествие.
  • Если маршал выпустил пилота, чья техника или экипировка не соответствует правилам безопасности, пилот может получить травму, или получить наказание за нарушение правил.
  • При старте некоторых автомобилей с пит-лейн, если маршал выпуска выпустит их раньше, чем последний участник стартующий со стартовой решетки проехал зону выезда пит-лейн, то это отрицательно повлияет на ситуацию в гонке, и приведет к разбирательству. Так же нарушением будет, если задержать пилота дольше необходимого.
  • Если судья выпуска выпустил автомобили, нарушив расписание регламент или указание руководителя гонки, это может привести к протестам пилотов и участников, к организации перезаездов или к потере финансов участников, а так же к смещению расписания всех заездов.
  • Если судья выпустил автомобиль НЕ соответствующего класса, это может создать опасную ситуацию на трассе из-за разницы в скорости, и так же будет нарушением правил.
  • Если судья выпуска допустил затор на выпуске, который помешал своевременному выезду скорой помощи, спасателей или эвакуации, то это опасно для жизни.

Работа маршала выпуска в разных классах автоспорта может иметь отличия, этот материал имеет ознакомительный характер.