Трек-маршал

Фото: Российская Автомобильная Федерация

Эта информация поможет вам поставить себя на место гоночного маршала кольцевых автогонок и позволит понять основные нюансы работы. Описание является информацией для ознакомления, в каждой гоночной серии существуют официальные инструкции регламенты и правила. Материал подготовлен при участии автоспортивного маршала: Андрея Плахотниченко.

Трек-маршал (маршал вмешательства) — это маршал, располагающийся на определенном участке  трассы, наблюдающий за чистотой трассы и выходящий на гоночную дорожку по разрешению руководителя гонки для устранения разных опасностей.

Обычно на одном посту работает бригада трек-маршалов от двух до шести человек, один из которых старший поста.

Старший поста так же выполняет функции трек-маршала, но еще распределяет функции между остальными маршалами.  Каждый трек-маршал обязан подчиняться старшему своего поста, и доброжелательно согласовывать с ним  нюансы работы.

Результат работы трек-маршала.

  • Чистая трасса, без посторонних людей предметов и автомобилей, создающих помеху гонке.
  • Пилоты, получившие быструю поддержку в случае происшествий.
  • Сохраненная жизнь и здоровье себя, своих коллег, пилотов и зрителей.
  • Руководитель гонки, знающий о ситуации на трассе, и готовый принять правильные решения, получив четкую информацию по радиосвязи или с помощью жестов.

Инструменты трек-маршала.

  • Комбинезон яркого цвета, что бы он отличался от любого из цветов флагов для автоспорта. Например, оранжевый комбинезон с длинными рукавами, полностью закрывающий тело.
  • Кепка и солнечные очки от солнца или шапка от холода.
  • Перчатки. Иногда могут использоваться дополнительные перчатки.
  • Щетка. (2 шт.) Для растирания абсорбирующего порошка на трассе.
  • Лопата. (2 шт.)
  • Исправный огнетушитель. (3 шт.)
  • Абсорбирующий порошок и тара для его использования.
  • Рация. (Чаще всего только у старшего поста.)

Коммуникации трек-маршала.

  • Старший трек-маршал выполняет поручения руководителя гонки, трек-марашал выполняет поручения старшего трекового поста, старший может принимать решения самостоятельно в соответствии с правилами.
  • В случае обнаружения опасностей старший трек-маршал докладывает об этом руководителю гонки, трек маршал действует по разрешению старшего его поста.
  • На некоторых соревнованиях посты вмешательства могут быть на отдельном канале радиосвязи и подчиняться старшему всей службы вмешательства.

Подготовка к работе трек-маршала.

  • Трек-маршал вовремя приезжает на трассу.
  • Присутствует на брифинге для маршалов и слушает (!).
  • Получает расписание, это поможет ориентироваться в происходящем на трассе. Если нет распечатанного расписания, может сфотографировать его на телефон.
  • Запоминает время прихода на пост и вовремя пребывает на пост. Пост трек-маршала — это обычно зона, около ограждения рядом с трассой.
  • Проверяет свой участок трассы от своего поста до следующего на наличие посторонних предметов, или разливов жидкости, убирает их в случае наличия.
  • Если уборка может потребовать много времени, то докладывает об этом руководителю гонки.
  • Внимательно слушает рацию, если она у него есть, так как могут быть обращения к его посту, а так же будет стандартная перекличка маршалов по постам до начала активности.
  • Проверяет комплектность своего поста, в случае некомплектности докладывает руководителю гонки по рации, о нехватке инструментов. (см. список инструменты трек-маршала.)
  • Проверяет огнетушители на соответствие. Наличие пломбы, индикация в зеленой зоне. Если есть несоответствие, важно доложить об этом руководителю гонки.  (см. инструкцию по безопасности.)
  • Проверяет количество абсорбирующего порошка, и его состояние. (например цемент может засохнуть после контакта с водой.) Важно доложить о несоответствии руководителю гонки.
  • Расставляет инвентарь так, что бы можно было моментально выбежать на трассу с любым из инструментов, включая огнетушители.
  • Внимательно смотрит при расстановке инвентаря, что бы не закрывать сервисные дорожки для эвакуации машин с трассы.
  • Готовится взаимодействовать с флаг-маршалами, представителями спец служб, медиками, пожарными, эвакуаторщиками, стропальщиками.
  • Четко планирует траекторию своего побега от вылетающего автомобиля или обломков, понимая траекторию направления, куда лучше бежать, предупреждает об этом коллег по посту.
  • Если есть посторонние предметы (мусор) в районе расположения маршалов, то собирает их, так как предметы и беспорядок могут создавать помехи для работы.
  • Располагается на посту так, что бы хорошо просматривался его участок трассы, и что сам маршал находился за ограждением на расстоянии более 2 метров от забора.
  • Если на посту несколько маршалов, распределяются обязанности между ними, с помощью старшего поста. (см. пособие старшего судьи судейской бригады.)
  • Обязательно один маршал стоит спиной к движению, (что очень опасно.) так как его участок трассы расположен после поста, второй маршал стоит лицом к движению автомобилей, что бы видеть приближающую опасность и суметь спасти коллегу, который стоит спиной к движению автомобилей.
  • Контролирует отсутствие людей на трассе в зоне действия его поста, просит уйти их, если они есть, можно использовать свисток.
  • Если люди на трассе перед гоночной активностью, то маршал докладывает о том, что на трассе люди.
  • Если трек-маршал совмещает работу с работой флаг-маршала. В таком случае он готов выполнять функции флаг-маршала в соответствии с инструкцией флаг-маршала.

Что делает трек-маршал во время своей работы.  

  • Трек-маршал понимает, что его задача содержать трассу чистой от обломков жидкостей и других помех, он сам не должен быть препятствием или помехой для спортивной составляющей гонок, без существенных причин на это.
  • Всегда внимательно смотрит на свой участок трассы, который начинается от его поста до следующего или за безопасностью своего коллеги со стороны движения автомобилей.
  • Ни на секунду не отвлекается от происходящего на трассе.
  • Всегда думает о безопасности, и действует только в таком порядке, спасает:
  • сначала себя.
  • потом коллег.
  • потом пилотов.
  • потом зрителей.

Происшествия с автомобилями могут быть разными: 

  • Остановка из-за механических поломок
  • Разворот на траектории и вне траектории.
  • Вылет за пределы гоночной дорожки, например, автомобиль застревает в ловушке.
  • Разлив технических жидкостей на трассе.
  • Сильное столкновение автомобилей.
  • Удар об ограждение
  • Возгорание
  • Переворот
  • Комплексное происшествие (столкновение, переворот, возгорание).
  • После происшествия смотрит на состояние здоровья пилота после вылета, гонки и докладывает о ситуации, чтобы руководитель гонки принял правильное решение.
  • Когда невозможно определить состояние здоровья пилота на расстоянии, и например пилот без движения, то маршал вплотную подходит к пилоту с разрешения руководителя гонки.
  • Осуществляет выход с двумя огнетушителями в руках, так как очень большая вероятность возгорания, и времени для возвращения за огнетушителями может не хватить.
  • Активирует автоматическую систему пожаротушения в случае необходимости. Значек (E)
  • Выполняет тушение автомобиля в случае необходимости, иногда это может понадобиться, даже когда на трассе есть файр-маршалы.
  • Помогает пилоту покинуть автомобиль, направляя его в безопасное место, сообщая, если нужны медики.
  • Если автомобиль остановился на уклоне, следит за тем, что бы он не покатился. (ставит на передачу, делает подставку под колесо, или ставит на ручник.) Если автомобиль перевернулся, прежде чем его поставить на колеса, так же нужно подумать о том, что бы он не покатился.
  • Подает сигналы с помощью специальных жестов в пункт управления гонкой о состоянии пилотов, автомобилей после вылета и сообщает о способах устранения опасностей. (См. жесты маршалов в автоспорте.)
  • Если пилот не выходит из автомобиля, и если он сильно травмирован, то маршал не трогает его, так как дополнительные движения могут причинить вред здоровью пилота .
  • Быстро убирает обломки и посторонние предметы с трассы, иногда это придется делать даже во время гоночной активности, но только с разрешения руководителя гонки или старшего своего поста.
  • Если трасса сильно заполнена обломками, в первую очередь убирается траектория движения автомобилей, только потом остальные участки трассы.
  • Устраняет разливы технических жидкостей, представляющие опасность для сцепления автомобилей с трассой, иногда даже во время гоночной активности с помощью абсорбирующих средств и щеток, но только с разрешения руководителя гонки или старшего своего поста.
  • Выходит на трассу только лицом к направлению движения, что бы видеть приближающеюся опасность, если даже выход на трассу был разрешен по ошибке, находясь лицом к трассе можно отскочить от двигающегося на тебя автомобиля.
  • Планирует выход на трассу таким образом, что бы можно было моментально уйти в безопасное место. Если требуется сбор обломков, выходит на трассу так, что бы возвращаться и собирать обломки лицом к движению автомобилей.
  • Если на трассе работают коллеги. Внимательно следит, что бы успеть предупредить их в случае опасности.
  • Совершает четкие и понятные доклады о событиях, происходящих на его участке трассы.
  • Готов описать гоночные инциденты, по запросу руководителя гонки.
  • Докладывает руководителю гонки при обнаружении несоответствий или возможных опасностей, визуально осматривая проезжающие автомобили.
  • Следит за тем, что бы посторонние люди или техника не появлялась на трассе.
  • Участвует в эвакуации автомобилей.
  • Осматривает последствия вылетов и состояние полотна.
  • Выполняет функции стропальщиков по необходимости.
  • Отключает электрооборудование автомобиля после вылета. Знак (Электрическая молния.)
Фото: Марат Даминов

Последствия ошибок трек-маршала.

  • Если трек-маршал самовольно без разрешения руководителя гонки выбежал на трассу, то это представлят опасность для его собственной жизни.
  • Если трек-маршал выбежал выполнять свою работу спиной к движению, то есть вероятность, что он не сможет увидеть приближающийся автомобиль, это опасно.
  • Даже если трек-маршал уверен, что он вышел безопасно на трассу там где нет гоночной активности, флаговый маршал будет обязаны отработать двумя желтыми флагами, это может повлиять на спортивные результаты.
  • Если трек-маршал опасно расположен, то при происшествии подвергает свою жизнь опасности.
  • Если маршал не смотрит на трассу и на движущиеся автомобили, то автомобиль может неожиданно вылететь в него, это опасно для жизни.
  • Если трек-маршал не внимательно осматривает свой участок трассы, это может быть опасно, так как например, автомобиль может врезаться в обломок, поскользнуться на масле или на гравии и вылететь.
  • Если трек-маршал ошибочно активировал систему пожаротушения (E) вместо системы отключения питания (знак молнии.), то кокпит автомобиля будет залит пеной, это принесет финансовый ущерб и нужно будет потратить немало времени, что бы восстановить автомобиль после активации системы.
  • Если трек-маршал не подготовил заранее или не проверил индикацию на огнетушителях. То может получиться, что огнетушитель просто не сработает в случае возгорания.
  • Если трек-маршал опоздал на пост, и пропустил брифинг, то может упустить важную информацию об особенностях гоночной серии или класса, особенно это касается специфики эвакуации и расположения защитных кнопок на автомобиле, а так же световых индикаторов.
  • Если маршал открыл капот для тушения пожара, то может получить большие ожоги, из за большого поступления кислорода после открытия пламя будет подобно взрыву. Капот можно приподнять немного, что бы просунуть сопло огнетушителя. То же самое может произойти с открытием двери салона, нужно помнить об этом.
  • Если трек-маршал попытался извлечь пилота, после сильной аварии, то это может принести еще более серьезный вред для здоровья и жизни, так как, например возможны травмы позвоночника. Так же не следует снимать с него шлем, это могут сделать только специально обученные люди.
  • Работа судьи вмешательства (трек-маршала) в разных классах автоспорта может отличаться.

Кодекс трек-маршала:

  • Трек-маршал знает правила безопасности и язык жестов для трековых маршалов и использует их в работе.
  • Трек-маршал маршал понимает, что отвечает за безопасность 1) своих коллег 2) пилотов 3) зрителей — именно в такой последовательности.
  • Трек-маршал понимает, что все находящиеся на трассе люди, коллеги, фотографы, зрители и любой персонал трассы важны для гонок поэтому относится к ним вежливо и с уважением.
  • Трек-маршал не боится ограничить выход на трассу посторонних и всех тех, кому выход на трассу запрещен, и оповещает об этому управление гонкой.
  • Трек-маршал не позволяет себе не согласованных выходов на трассу во время гоночной активности и понимает, что он подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизни участников соревнований, а так-же репутацию своей страны.
  • Трек-маршал при выходе на трассу перемещается только лицом в сторону движения гоночной техники если это возможно, если не возможно, то просит коллег его страховать.
  • Трек-маршал содержит инвентарь в полном порядке, и заботится о его состоянии.
  • Трек-маршал готов помогать коллегам, когда это не противоречит правилам, и его не нужно отдельно просить об этом.
  • Трек-маршал выглядит опрятно, и полностью защищен экипировкой в соответствии с правилами, и понимает что его вид должен быть «при исполнении».
  • Трек-маршал готов исполнять поручения старшего своего поста независимо от своего опыта и от опыта старшего поста используя здравый смысл.
  • Трек-маршал понимает, что его задача сигнализировать пилотам об опасностях и предотвращать происшествия, он не должен быть препятствием или помехой для спортивной составляющей гонок, без существенных причин на это.
  • Трек-маршал находясь на посту, очень внимательно смотрит на свой участок трассы, не отвлекаясь ни на что без причин на это.
  • Трек-маршал является наблюдателем за автомобилями находящимися на трассе, в том числе за видимыми техническими и механическими нарушениями.
  • В случаи происшествий трек-маршал следит за изменениями на трассе руководителя гонки по рации.
  • Трек-маршал маршал следит за стартовыми номерами автомобилей.
  • Трек-маршал может дополнительно выполнять функции флагового маршала на трассе, в таком случае он соблюдает правила действующие для флагового маршала, и это не должно сказываться отрицательно на работе его как трек-маршала.
  • Трек-маршал не совершает фото во время активностей и в перерывах, и не совершает ни каких других действий, которые не входят в его обязанности.

Работа трек-маршала в разных классах автоспорта может иметь отличия, этот материал имеет ознакомительный характер.